mosad (mosad) wrote,
mosad
mosad

Устав Св.Бенедикта

Публикуем отрывки из монашеского Устава Святого Бенедикта. Вначале его предписаниям следовали только монахи одноименного ордена, но позднее большинство западнохристинских монастырей приняли положения этого Устава и начали строить свою жизнь, сообразуясь со строгими правилами, заложенными в VI веке Бенедиктом Нурсийским.
Устав Св. Бенедикта
Отпрыск богатого римского рода Анициев, Бенедикт родился в местечке Нурсия, что в центральной Италии (современная область Умбрия) в 480 году. В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим. Однако презрение к роскоши и фарисейским нравам тогдашнего Рима привели молодого человека в город Эффида (ныне Аффида). Вскоре он решил отречься от суетного мира и стать отшельником. Для этого он удалился в горную пещеру в долине Анио, неподалеку от Субиако.
 

Зная не понаслышке о жизни отшельника (три года он прожил в пещере, посвящая дни молитвам и посту), Бенедикт разработал свои собственные правила для монахов, которые впоследствии включил в свой Устав.
В 530 году из-за интриг местных монахов Бенедикт переселился на юг, на гору Кассино (в 100 км от Рима), где и основал монастырь Монтекассино (бывший в свое время языческим храмом). Оформленный в 540 году Устав регулировал жизнь братии, положившей начало ордену, впоследствии названного орденом бенедиктинцев.
В Уставе Святого Бенедикта упор делается на повседневную жизнь монашества, его обязанности и нужды. Главное в жизни монаха, Бенедикт повторяется не раз, это смирение. Он выделяет 12 степеней смирения: «первая степень смирения есть, когда кто страх Божий всегда полагая себе пред очи, всячески бегает забвения, но всегда помнит все, что заповедал Бог, равно как и то, что презирающие Бога пойдут за грехи свои в геенну: всякий час блюдет себя от грехов и прегрешений, мыслию, словом, очами, руками и ногами, отсекая свои хотения, наипаче же похотения плоти. Вторая степень смирения есть, если кто, не любя своей воли, не находит удовольствия в том, чтобы исполнять свои пожелания, но делами подражает Господу.
Третья степень смирения есть - чтобы по любви к Богу, со всяким послушанием подчиняться наибольшему.
Четвертая степень смирения есть - чтобы в самом послушании на дела трудные и сердцу своему противные. хранить молчаливое, но благодушное терпение и не отступать назад. Пятая степень смирения есть - чтобы худых помышлений или дел худых не утаивать от аввы (от арамейского абба, что значит «отец», «отче») своего.
Шестая степень смирения есть - чтобы монах довольствовался всякой скудостию и при всем считал себя худым и нестоящим работником.
Седьмая степень смирения есть, когда кто считает себя низшим и худшим из всех. Восьмая степень смирения есть, когда монах ничего не делает, кроме того, к чему обязывает общий монастырский устав и к чему побуждают примеры набольших.
Девятая степень смирения есть, когда монах удерживает язык свой от говорения, и храня молчание не говорит, пока не спросят.
Десятая степень смирения есть, если неохоч и не скор бывает на смех.
Одиннадцатая степень смирения есть, если монах, когда говорит, говорит кротко и без смеха, смиренно, но с верностию, немного, но разумно, и не возвышая до громкости голоса своего... Двенадцатая степень смирения есть, когда монах всегда и перед всеми показывает себя смиренным: т.е. всюду, склонив голову, взор вперяет в землю...» (Глава 7. «О смирении»).
А чтобы приблизить жизнь послушников к идеалу, из монастыря необходимо «с корнем исторгнуть страсть любоимания, чтобы никто не смел ничего дать, ни взять без позволения аввы, не иметь что собственное, никакой вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, совершенно ничего: так как никто из братии не имеет уже в своей власти ни тела своего, ни воли своей. Всего необходимого всякий пусть ожидает от аввы; и никому не позволительно иметь что-нибудь, кроме того, что даст или определит авва». (Глава 33. «Могут ли монахи иметь какую-либо собственность?»)
Не менее важен и повседневный труд монахов – как физический, так и духовный (богослужения, чтения Святого Писания и творений Отцов Церкви): «праздность - враг души. Потому в известные времена братья должны заниматься и рукоделием, в известные же опять часы - божественным чтением. Оба эти занятия распределить так: от Пасхи до октябрьских календ братия работают от первого часа до четвертого; от четвертого же до шестого - занимаются чтением. В воскресенье пусть все занимаются чтением, исключая тех, которые отряжены на разные послушания. Если кто не хочет или не может читать и рассуждать, заставлять такого работать, чтобы не был в праздности». (Глава 48. «О каждодневном рукоделии»).(http://www.geohistory.ru)


 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments