mosad (mosad) wrote,
mosad
mosad

День в истории. 26 января 1905 года в Южной Африке был поднят самый крупный алмаз

На руднике «Премьер» в Южной Африке был поднят самый крупный в истории человечества алмаз весом 3 106 карат (621,2 г).
 История его находки необычна. Управляющий рудником Фредерик Уэлс совершал свой вечерний обход, когда в лучах заходящего солнца заметил яркий блеск и сверкание, исходившие из точки на стенке карьера. Уэлс с рабочим добрались до места не без труда — точка находилась в 9 метрах под верхней кромкой карьера. Но их усилия были щедро вознаграждены. С первого же взгляда стало очевидно, что перед ними огромный алмаз, какого еще не видел свет. Он имел размеры 10x6,5x5 см и, как впоследствии выяснилось, являлся обломком более крупного кристалла. Свое название «Куллинан» он получил в честь первооткрывателя и владельца рудника «Премьер» сэра Томаса Куллинана. Камень поражал всех не только своим размером, но и удивительной чистотой, полным отсутствием минеральных включений, пузырей и трещин.
 

Благодаря такому редкому и счастливому сочетанию свойств, стоимость алмаза была так высока, что в течение ряда лет на него не находилось покупателя. Зато его смогли увидеть тысячи людей: «Куллинан» был выставлен на всеобщее обозрение в банке в Йоханнесбурге. Были даже предложения собрать деньги на покупку камня всенародно — по шиллингу с каждого жителя. Но вмешались политики Трансваальской республики. Законодательная ассамблея постановила выкупить камень и принести его в дар королю Англии Эдуарду VII в знак примирения после Англо-бурской войны. Сделка состоялась в 1907 году. Камень был куплен за 150 тысяч фунтов стерлингов и подарен английскому королю ко дню его рождения 9 ноября 1907 года.
Современные эксперты-геммологи считают, что покупателям уникальный камень достался практически даром: по ценам того времени его стоимость составляла не менее 8 млн. фунтов, а сейчас стоимость «Куллинана» приравнивается к стоимости 94 тонн золота!Для переправки камня в Англию была разработана целая операция, и построена она была в лучших традициях детективного жанра: несгораемые сейфы, охрана в штатском, завеса секретности. «Куллинан» был застрахован на огромную сумму, и для его перевозки арендовали специальный пароход, на котором в специальной каюте-сейфе под охраной бдительных сыщиков в Англию отправился… муляж «Куллинана». А настоящий камень был послан в Англию обычной почтой и благополучно прибыл по назначению.
Те, кто видел алмазы в необработанном, «сыром» виде, знают, как порой невзрачно выглядят даже первоклассные камни. Неудивительно, что король, привыкший к блеску ограненных бриллиантов, поначалу был разочарован видом «Куллинана» и даже сделал на его счет какое-то нелестное замечание, сравнив с обыкновенной стекляшкой. Время показало, что он был неправ. В 1908 году «Куллинан» решено было разбить на части и огранить. Для этого его отправили в Амстердам к знаменитым ювелирам братьям Асскор. Почти полгода потребовалось самому опытному из ювелиров — Йозефу Асскору, чтобы изучить камень и понять, как его лучше «открыть», то есть разделить на части с минимальными потерями. Говорят, что нанести решающий удар Йозеф не решился: видимо, был слишком взволнован. Он поручил это делать своему ученику. Во время удара Йозеф потерял сознание, однако волнения были напрасны. Его расчет был верен, и камень раскололся хорошо. Затем последовала целая серия ударов, в результате чего образовалось 9 крупных частей и около 100 мелких.
Почти 4 года продолжалась огранка камней, которая была завершена в 1912 году. В результате из исходного камня получилось 105 бриллиантов общим весом 1 063,65 карата, то есть 34,25% от массы исходного камня. 9 самых крупных и знаменитых бриллиантов составляют гордость английской короны. Масса остальных 96 бриллиантов составляет 7,55 карата. http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/490/



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments